Главная / Архив новостей

Снаряжение для фрирайда. Личный опыт.

2016-10-09

Снаряжение для фрирайда. Личный опыт.

горные лыжи, фрирайд, россия, лавинное снаряжение, лавинный датчик, вне трасс, лыжи для фрирайда, ски тур, рюкзак для фрирайда, снаряжение для фрирайда, оффпист, ботинки для фрирайда, фрирайд катание, горные лыжи фрирайд, куртка мембрана
kuba, Лента автора вс. 9 Октября 2016 (06:07) Просмотров: 112 10

Есть множество экспертов во фрирайде. Многие знают все. Вообще, глобально все. Энциклопедисты. Подбирают лыжи по фотографии с точностью до миллиметра. Знают, как набить фрирайдный рюкзак до не катального состояния. Очень грамотно советуют крепеж, лыжи и боты, которые в глаза не видели. Или видели, но не катали.


Я обычный любитель, который не зарабатывает деньги на фрирайде (скоро исправлюсь), но много где катал, много на чем. Мои советы бескорыстны, но не всегда подходят всем – все – таки это мой стайл, мой фрирайд.


По каждому разделу можно написать (и уже написано) десяток статей. Но при этом неофит тонет в деталях, не понимает главной сути написанного. Я постарался описать главные тренды современного состояния дел, которые прослеживаются на собственном опыте.
Снаряжение для фрирайда

проще рассматривать по категориям:
На чем катать (лыжи, камуса, крепеж, ботинки). Простите мои друзья бордеры – это не про вас.
Одежда.
Дополнительно/обязательный минимум оборудования. Эту опцию еще любят называть «Что у фрирайдера в рюкзаке?»
Катальный стафф
Лыжи для фрирайда

Ширина лыжи подразумевает размер в талии.
Почему-то у большинства горнолыжников лыжи для фрирайда ассоциируются с «фатами» (Fat - Жирные) - широченными лыжами. Бесспорно, на Аляске и еще в некоторых редких павдерных местах они уместны и необходимы. В не волшебном мире надобность в лыжах шириной более   110 -115 мм актуальна только если ты оказался в нужном месте в нужное время. Либо это глубокая осень или начало зимы в Сибири, когда снег сыпет так часто и по многу, что не успевает оседать и смерзаться, либо сказочный февраль в Красной Поляне. Есть, конечно, подарки судьбы, которые природа выдает спонтанно в любое время и в любом месте, но это бонусы от Всевышнего, если он любит тебя. А если рассердился за грехи? А у кого их нет?)))
Есть одно верное средство для поиска павдера – хели-ски. Но и это не страховой полис против «бетона».
Мода на широкие лыжи спала и сейчас талия моделей all mоuntain варьируются в пределах 110 – 120 мм. Все что шире выпускаются из престижных соображений (понты, по-нашему). Пацаны, что «строгают» лыжи в гаражах – у них свои «тараканы», у них жизнь это гонка за павдером, чего мы себе позволить «можем, но не имеем возможности»(С).
Функционал лыж с шириной 110 – 115 мм безграничен и достаточен для всего. И их «правило Паретто» говорит, что они покрывают 80% состояний целины.
Длинна лыжи для фрирайда — это скорей вопрос состояния души.  Можно говорить только о минимуме, на котором ты въедешь в 80%. Это рост +10 см. Далее настолько все индивидуально, что трудно советовать. Помню, как на тестах меня перло на ростовке 203 см (+31 см к росту), хотя позже мои «тараканы» нашуршали, что это не моё. Наличие в конструкции всяческих «архитектурных излишеств» (полезность которых я не отрицаю) – кемберов, рокеров, шейпов носка, антивибраторов, 3D канта – только усложняет выбор.
Единственный способ разобраться со всеми премудростями это пойти работать в VIP – прокат только катать, катать и катать. Если нет возможности, то поступить по правилу Глена Плейка: «Через неделю катания любые лыжи становятся любимыми!», но в процессе выбора максимально соотнести характеристики лыжи со своей анатомией и стайлом. Именно стайлом, а не уровнем. Хорошая лыжа повышает уровень катания, а выбранная под уровень не дает прогрессировать.


Фрирайдовые крепления для лыж

Наступил момент, когда доступный с подъемников фрирайд превратился в спринтерские гонки. Пару – тройку спусков (максиму 1-2 дня) и все очевидные места раскатаны в хлам. Что бы постоять, «вкурить» целину – речи нет. Пока «фтыкаешь» - целину рвут более шустрые. А потом опять жди снегопада, неизвестно сколько.
Поэтому все актуальней становится ски-тур.


Ски-тур - как способ взойти на Эльбрус
Скитурные крепления здорово эволюционировали за последнее время. Здорово подорожав при этом(. Они стали легче и прочнее. Они вполне позволяют прыгать с естественного рельефа. Дропить даже на пиновых крепах – это нормально. В плане безопасности – надежность срабатывания растет, многие модели имеют полный функционал фрирайдовых креплений.


Крепления делятся (условно) на 2 группы
- «крепления с возможностью ходьбы на лыжах». Обычно рамные крепления под обычный ботинок с регулируемой высотой передней головки под пиновый ботинок. Срабатывают как обычные крепления пятка/носок. Основной недостаток – вес. Некоторые склонны считать недостатком высоту этих креплений, но на широких лыжах высокие крепы облегчают управление. Из-за веса неудобны для полноценного бэккантри – по правилу «Лишний килограмм на ногах – как 5 лишних килограмм в рюкзаке».
- скитурные крепления с пиновой* системой крепежа ботинка. Недостаток – затраты на пиновые ботинки и иногда не полный функционал срабатывания – носок может срабатывать непредсказуемо. Ски-стопы на этих креплениях то же встречаются не часто.
Рекордсмены в гонке за минимальным весом - ски-альпинисткие (спортивные) модели весят менее 100 грамм! Но вот как раз эти модели не пригодны для фрирайда – даже и не думайте!
Сам я эволюционировал до пиновых креплений, но второй парой у меня остается комплект под обычный ботинок.
Советовать конкретную модель не берусь. Я сам ломал почти все крепы, которые у меня были (или ушатывал до состояния хлама) и видел и в реале, и в он-лайне кучу краша.
*пиновая система крепежа основана на захвате носка горнолыжного ботинка с помощью пинов  - заостренных стерженьков
Есть еще такое недоразумение как скитурные адаптеры.
Я даже не понимаю идеологии этого девайса. Благородная идея использовать обычные крепления для хождения на лыжах напрочь разбивается из-за огромного веса (как у чугунного моста) и большие люфты, сильно влияющие на управление лыжей. Категорически не советую использовать – скорей всего после нескольких раз будут валятся без дела или подарены по принципу «Возьми Боже, что мне не гоже».
Самый простой и дешевый способ раздвинуть возможности фрирайда

– прикрутить на свои лыжи ски-турные крепления под обычный ботинок. Скорей всего 70-90 процентам фрирайдеров большего и не надо. Это даст возможность катать целину на курорте в местах где нет подъемников: съехать вниз и выгрести вверх к месту старта или отойти немного по хребтикам или взобраться на вершинку или спустится в долину по дикому склону и выйти к нижней станции подъемника – вариантов много. Так поступают очень многие.
Покупка пинового комплекта (приобретение пиновых креплений и ботинок влечет разумное решение прикупить и легкие лыжи) – это осознанный, обдуманный путь к большим тратам. Это путь в бэккантри. Многие подсаживаются и не возвращаются оттуда)
До сих пор в сети попадается новый ски-турный крепеж прошлых времен (произведенный 5-7 лет назад) по цене ниже обычных креплений. Надо погуглить и если отзывы более ли менее нейтральные, то можно брать.
Обычные классические фрирайдные крепления я рассматривать не буду – они у популярных брендов доведены до совершенства и практически равнозначны.
Бэккантрийные палки

Спасибо Славе Руничу - напомнил о этом девайсе.
Покупайте телескопические модели, даже если вы не ходите ски-туром. Палка раздвинутая на максимальную длину становится многофункциональным девайсом - от щупа для поиска лыж в глубоком снегу до удлинения рук (мало ли что достать нужно вверх по слону, или длинная опора, или из медведа шашлык сделать) Однозначно советую двух коленные палки - запас прочности гораздо выше - я уже сломал три пары трехколенных, а вот с двух коленными справится не могу. Фиксация колен палок - эксцентриком. Я не встречал достаточно благожелательных откликов о винтовых стоперах. Сейчас у меня палки с подпружиненным шариковым стопером - пока мало юзал, мнения не имею, хотя на вес - немного легче эксцентриковых аналогов и нет точек зацепов.
Кольца на палках однозначно хипстерские начала 20 века.

Кошки для скитурных креплений

Они нужны относительно не часто, но пару раз я попадал в такое, что без них никак. Пришлось возвращаться. На Эльбрус без кошек восхождение вообще не реально. Если жаба не душит – прикупите.
Камуса

Основной критерий качества камусов – клейкость. Фрикционные свойства практически у всех одинаковы и понять различия может только профессионал.
Хорошая новость – плохих камусов сейчас не делают. За 5 лет все фирмы более ли менее выровняли качество. Но камуса лидеров индустрии – 3G и Coll Tex отлично работают в крайне экстремальных условиях – низкой температуре, большой влажности. Но ношение камусов под курткой или обмотанными на ноги под штанинами – никто не отменял. У этих фирм хорошая фурнитура. Есть у меня и формы - пасынки, но в слух о них не буду.
Если хорошо отряхивать клеевую сторону от снега, носить на спуске камуса под одеждой и греть/сушить на солнышке во время перекуса то Coll Tex у меня выдерживал до десятка подъемов в день. Но иметь с собой волшебный серебристый скотч и бэккантрийную штрипсу (на случай «усталости» клея) – благо. Веревка в случае если камус «сдох» - нормальная альтернатива ему.
Мохер, микст, синтетика? По потребительскому качеству конечно мохер. По соотношению цена/качество – микст. Дешево и сердито – синтетика, но она у меня быстро «лысеет», особенно когда в экстренной ситуации спускался несколько раз, не снимая камусов по жесткому снегу.
Самый дешевый и практичный вариант - купить камуса нужной ширины на отрез и прикупить к ним хорошие зацепки. Обрезать камуса лучше получается ножом для гипсокартона, чем штатной обрезалкой.


Сам я последние пару-тройку комплектов обрезал хорошо заточенным охотничьим ножом – понравилось.
Перед обрезкой камусов – наточите канты, что б на них не было больших зазубрин. Процесс обрезки камусов многократно показан на мувиках.
Самая главная ошибка – покупка камуса уже нужной ширины. Гимор с проскальзыванием при жестком склоне вам гарантирован на 100%.
Новации с бесклеевыми камусами, пластиковыми и прочими еще не получили полного одобрения скитурной аудитории. И свой первый камус лучше покупать в классическом варианте.


Ботинки для фрирайда

Если я договорился, до того что ски-тур будущее фрирайда не буду останавливаться на классических фриботах.
В скитурных ботинках бренд производителя не так уж важен. Но лучше брать из проверенных временем: они как правило не дешевы, но гарантированного качества. Если вы решили искать и покупать бюджетный вариант обратите внимание на следующее:
- наличие не скользящей подошвы с протектором;
- внутренник желателен Intuition – улитка. Intuition с языком и шнуровкой мне понравился меньше, показалось, что коротко;
- идеальное количество клипс – три – четыре. Главное, чтобы средняя клипса обжимала не щиколотку или ступню, а акцентировано утягивала пятку.
Что касается фрирайдных ботинок имени Великого Фрирайдера. Они делались фирмой под конкретного человека, катающегося на уровне Бог. И что бы не пропали деньги затраченные на создание модели их запускают в серию под именем прорайдера. Я отношусь к таким ботам насторожено. Хоть в процессе серийного выпуска их адаптировали под офис-райдеров, но я самый обычный рядовой катальщик, я лучше возьму типовой скитурный бот в который вложен коллективный разум и опыт, чем стайл героя- одиночки. И в общем-то я кажется прав – глядя на обладателей фулл-титов и прочих.
Жесткость фрирайдовых ботинок

Катать в ботах менее 100 не комфортно, в при жесткости 120 у меня начинают уставать ноги. В ботах 100 – 110 я могу катать сутки.
Одежда для фрирайда

Я сторонник традиционной трехслойки: термобелье-флиска-куртка. В мороз одеваю дополнительную флиску. Ноги – термобелье + мембранный комбез. В мороз дополнительно флисовые штаники.
Никаких курток и штанов с утеплителем!
Куртка из мембраны

Количество слоев не важно, в холод пот все равно буден намерзать изнутри, а в теплынь вы будете расстегивать вентиляцию. Так, что пар в любом случае не будет тесниться через поры. Обратите лучше внимание на максимальную водонепроницаемость. Все новые куртки держат дождь в лучшем случае до часа, а дальше хоть гусиным жиром смазывай – течь начинают почти сразу. Так, что при температуре около 0 градусов при снегопаде мокнуть вам в любой мембране.
Лучше обратить внимание на крой и функционал. Юбка обязательна (некоторые производители ухитряются выпускать без нее), манжеты на руках обязательны (Ау! PATAGONIA!), карман под маску – нужен. Капюшон большой с утяжкой. Желательно высокий ворот (можно до носа) что бы избежать ношения балаклавы – почему-то не люблю ее. Карманчик для ски-пасса лучше на руке.
Брюки – комбинезон - самосброс или с «бомболюком» (отстегивающаяся по нужде задняя часть комбеза, ниже поясницы). Желательно защиту от порезов усилить сразу кордурой.
Комплект перчатки + варежки с внутренними тонкими перчатками. По весне флисовые однослойные перчатки.
Шапка – по моде, но что бы уши не отмерзали.
Рюкзак для фрирайда

Общие требования – достаточная емкость с небольшим запасом – типа у друга не все поместилось.
Однодневный фрирайд. Емкость рюкзака 18-25 литров.


Обязательные элементы:
- верхняя разгрузка
- нижний пояс
- система крепления для переноски лыж по бокам или диогональная. Лучше чтобы была и та и другая.
Дополнительные, но не обязательные мелочи:
- органайзер для лавинного стаффа – обычно в заднем отделе;
- отделение для гидратора и вывод питьевой трубки, если вы водохлеб;
- дополнительные входы;
- отдельный карман для запасной маски – так она лучше сохраняется;
- защита спины? Если есть возможность ее вытащить – я вытаскивал. Лопата ничуть не худшая защита. Но что бы стафф не прилетал в спину нужно прокладывать запасной пуховкой, жилетом со стороны спины.
Желательные свойства:
- дополнительный задний вход, особенно для фотографов;
- отсутствие верхнего кармана – загораживает обзор при оглядывании назад;
- непромокаемый карманчик для девайсов и рации;
- ручка для переноски – часто цепляю за нее карабин, чтобы повесить куда-нибудь.
Если средства позволяют курить рюкзак с аэрбэгом – покупайте. Но помните, что это не билет в вечную жизнь. Помогает он в половине лавинных случаев.

Бэккантрийный рюкзак

Не надо оутдорных монстров в 60 -80 литров! Ацки не удобны при ски-туре и вообще по жизни. Концепция переноски снаряжения внешним навесом – рулит! Зато для фрирайдной программы не нужен отдельный рюкзак.
Мне хватает 35-45 литров. Спальник, палатка, каремат и барахло в герме на подвесе. Но нужен обязательно наружный чехол больше чем штатный, чтобы избежать зацепов. Дополнительно еще креплю его веревкой снаружи. В него, в чехол, можно на ходу что-то класть - брать маршрутное, не останавливаясь.
И фрирайдовую однодневку и бэккантрийный рюкзаки не сложно найти -  их достаточно много в магазинах. Надо просто основательно покопаться в них, чтобы подобрать под свои потребности.
Учтите – чрезмерная функциональность и множество опций влекут за собой дополнительный вес, иногда значительный. Соблюдайте принцип минимальной достаточности!
Предостережение
Не ведитесь на легкоходные рюкзаки вес – весом, но живут они мало. Могут порваться от любого зацепа. Я уж не говорю, что канты для них – верная костлявая. Старая добрая кондура – друг фрирайдера!

Рация

Даже обсуждать не надо – нужна! Не обязательно дальнобойная, тяжелая. Сейчас много $50-х и дешевле китайских «пукалок». Нужна не с фиксированными каналами, а с настраиваемой частотой. На маршруте для связи с гидом незаменима. Людей без рации иногда просто не берешь с собой.
И просто жизненна необходима: по вечерам для инфы по апрески, по утрам – место и время сбора.
Лавинное оборудование

Долго думал – нужно ли прописывать отдельной главой это снаряжение или включить его в раздел Содержимое фрирайдного рюкзака. Ведь без него катать фрирайд как без лыж – невозможно.
Триада «бипер-щуп-лопата» (БЩЛ) - это не только ваш шанс на спасение, но и судьба попутчиков в ваших руках. Это пропуск в спонтанные покатушки: когда вас спрашивают есть БЩЛ – это не забота о вашей драгоценной жизни, а сугубо меркантильный интерес – будешь ли ты искать и откапывать меня в случае ЧП или стоять в сторонке и ковырять в носу.
Бипер (лавинный трансмиттер) - не обязательна последняя модель. Вполне достаточно трехантенника с функцией поиска группы. Но чем новее, тем лучше. И помните главное – бипер, без умения им пользоваться ничем от булыжника не отличается. Продвинутое изучение инструкции и картинок никогда не заменит практических навыков. Даже летом игра в поиск бипера – увлекательное занятие, стоит привязать к нему, допустим, бутылку коньяка. Сейчас появились недорогие простенькие модели – можно начать с них.
Щуп – чем длиннее, тем лучше. Не менее 2,5 – 2.8. Не надо профессиональный, им не так-то легко пользоваться. Только не с веревкой в качестве натяжки, только тросик. Сейчас в продаже полно легких простеньких щупов. Вам еще им и лыжи свои искать придется)
Лопата – только вот не надо экономить на весе и брать пластиковую имитацию лопаты для ски-альпинизма. Возьмите нормальную средних размеров, металлическую. Ведь ею много чего можно сделать от кикера и откапывания машины, до строительства снежного убежища и загона шатуна. Да! Еще можно откапывать из лавины! Не надо страдать членомеркой – чья лопата больше, средних размеров самое то.
Лавинные шнуры/шары, авалунги – вещи большей частью бесполезные. Ими просто не успеваешь воспользоваться.

Содержимое фрирайдного рюкзака

Глядя на частые картинки в инете с содержимым рюкзаков гида хочется рыдать и вернуться на карвы.
То ли гиды прорайдеры каких-то брендов и заинтересованы в маркетинге, то ли у них комплекс членомерки… Но советовать все это таскать рядовому катальщику – циничный садизм.
И так у нас в рюкзаке уже лежит по умолчанию БЩЛ и гидратор для водохлебов. Далее:
Запаски, вторые комплекты:
- варежки с внутренними перчатками на случай резкого похолодания, длительной остановки или намокания перчаток (в перчатках обычно катаюсь);
- пуховка или жилет – утеплялка и как аварийный комплект для недвижимого;
- маска (индивидуально, мне, например, не нужна вообще, если нет ветра и снегопада);
Аварийное:
- волшебный армированный серебристый скотч;
- веревка 6-8 мм 10 -20 метров, и еще парочка шнуров, метра по 2 – скальники, эвакуация, нарты;
- аварийное одеяло (два раза очень – очень пригодилось);
- аптечка (я обхожусь роликом лейкопластыря и бинтиком в пакете, для лангетки – скотч);
- пара беккантрийных штрипс;
- налобник;
Полезное:
- Мультитул.
Еда, питье:
- сникерс/марс;
- термос (я не беру – лишний вес, пластиковая бутылочка с водой 0,5 л, не водохлеб);
- иногда карманное питание из быстрых углеводов (курага, мексиканский орех, цукаты);
- бутеры в контейнере, редко – редко, когда идти далеко, возвращается поздно.
В итоге вместе с рюкзаком вес 3-3,5 кг до 4-х. Если все сложено по уму, рюкзак утянут и подогнан этот вес вообще не чувствуется, не отнимает силы, не гремит, не болтается, но ты готов ко всему.
Я буду рад, если чтото вам пригодится из моего опыта.
До встречи в павдере!
 






Подробнее...

Мембранная одежда

2016-10-07

Мембрана: за и против
Немного о выборе мембранной одежды.
Goretex 4

 

В моей статье по выбору снаряжения для летних альпинистских восхождений в списке есть позиции: Мембранная (непромокаемая) куртка и Штаны - внешний слой (не продуваемые, лучше мембранные (непромокаемые). И у начинающих часто возникают вопросы – необходима ли мембранная одежда и какая именно.

Отвечаю. Как всегда при выборе снаряжения, вы ищете компромисс между функциональностью, весом и стоимостью, в зависимости от конкретно ваших задач. Кроме того, нужно понимать, что люди по-разному переносят холод, и по-разному потеют, поэтому по мере накопления опыта вам, возможно, придется корректировать набор одежды. Тем не менее, ниже я дам несколько общих рекомендаций и расскажу о своем личном опыте использования мембранной одежды.

Для активного отдыха в горах, будь то альпинизм, треккинг, скитур или фрирайд, используется концепция многослойной одежды – термобелье, утепляющий слой и защитный слой. Все слои – это отдельные предметы одежды, утепляющий слой может состоять из нескольких предметов, таким образом при изменении погодных условий вам будет легко скорректировать свою одежду. Кроме того, просушить отдельно защитный слой и утеплитель на порядок проще, чем «два в одном». Поэтому в этой статье мы не рассматриваем утепленную мембранную одежду, только непосредственно защитный слой.

Мембранная куртка.

Goretex 1

Мембранная куртка является незаменимым элементом снаряжения для альпинизма летом и в межсезонье, а также для скитура в межсезонье. Куртка из Gore-tex прекрасно защитит Вас от ветра, и на длительное время – от дождя, при это она дышит, и позволяет активно двигаться.

При выборе конкретной модели для альпинизма и скитура стоит обращать внимание на детали:

• все молнии должны быть непромокаемыми

• основные карманы должны располагаться достаточно высоко на груди, чтобы их было легко использовать с рюкзаком при застегнутом поясном ремне и с надетой страховочной системой

• хорошие мембранные ткани прилично «дышат», но при движении в горку с рюкзаком все равно крайне необходимо наличие вентиляционных молний на подмышках

• капюшон должен быть большим и регулируемым по объему, чтобы его можно было одеть на каску, но утянутый на минимум он не сползал на глаза и не ограничивал обзор.

• достаточная длина – при активном движении, лазании или катании куртка на должна задираться и оголять поясницу и спину

• лучше использовать более тяжелые и неубиваемые модели из Gore-tex Pro. При этом, надо понимать, что модели Gore-Tex Pro (как и любого другого материала) могут отличаться по весу почти вдвое – в зависимости от количества усилений, молний и т.п. В межсезонье, когда велика вероятность длительного движения под дождем, который может смениться снегом и морозом, лучше выбирать максимальную защиту от непогоды, пусть и в ущерб весу, так как если промокнуть в начале дня, то дальше легко замерзнуть и получить переохлаждение. К тому же такая куртка прослужит Вам не один сезон. Для многодневных выходов, технически сложных восхождений, когда необходимо экономить каждый грамм веса, стоит взять более легкую куртку, но необходимо быть готовым к тому, что ресурс у нее будет меньше.

Goretex 10

Для зимнего альпинизма или скитура, когда вы ожидаете осадки только в виде снега, тяжелая мембранная куртка не обязательна, но тоже отлично работает. Также хорошим выбором в этой ситуации станут куртки из Soft Shell или Wind Stopper, т.к. они лучше дышат на морозе и немного греют, и прекрасно защищают от ветра, а также утепленная куртка из Primaloft (или другого синтетического утеплителя), внешняя ткань которой не сильно продувается и выдерживает сухой или немного влажный снег.

В этом году зимой и в начале весны я ходил скитур в легкой куртке из материала Wind Stopper. Материал и куртка оставили самые приятные впечатления. Легкая, компактная куртка, которая не занимает много места в рюкзаке. Куртка отлично дышит и при этом очень достойно справляется и с сильным ветром – в марте на Кавказе погода была совсем зимней и снег чаще всего был горизонтальным. Куртка использовалась в качестве верхнего защитного слоя и надевалась поверх нескольких утепляющих слоев. А в хорошую погоду я надевал Wind Stopper прямо на тонкое термобелье и даже в ветреную погоду было достаточно комфортно.

Goretex 6

Если же вы катаетесь только фрирайд с канатки, и Вам не так важны дышащие свойства мембраны и вес, то опять же – тяжелая, надежная мембранная куртка будет хорошим выбором и прослужит не один сезон.

Более легкие куртки тоже прекрасно работают, но в своем «сегменте». Например, для путешествия в Альпы с треккингами по горам и прогулкам по городам, я использовал легкую мембранную куртку «спортивного стиля», а не для экстремальных условий. Множество карманов, вполне цивилизованный внешний вид и небольшой вес - это именно то, что нужно для путешествия по Европе. Но не смотря на всю цивилизованность куртка при использовании показала себя настоящим Goretex – никаких проблем с ветром или промоканием.

Dolomits 28

А для бега и в качестве аварийного дождевика «на всякий случай» я использую суперлегкую куртку из мембраны Gore Tex Active Shell. Супертонкая мембрана не предназначена для переноски рюкзака или защиты от веток, но идеально подходит для бега.

Goretex 7 2

Мембранные штаны.

С брюками все еще более индивидуально. Лично я использую мембранные брюки достаточно редко, так как мне жарко. В зимне-весенний период я использую специально разработанные для скитура брюки из материала Soft Shell – они защищают от снега, ветра и несильного дождя, прекрасно тянутся и дышат, я в них не мерзну даже в сильные морозы (поверх теплого термобелья).

Goretex 5

Для летнего альпинизма я использую легкие штаны из Soft Shell в качестве основных, но всё-таки беру с собой мембранные брюки-самосбросы (не надеваю, а именно кладу в рюкзак). И поскольку 95% времени они лежат в рюкзаке, то я выбираю самые легкие из доступных моделей - однослойная легкая мембрана на самом тонком капроне. Это не самые технологичные материалы и модели, но я их использую только в очень плохих условиях, когда мне нужна любая дополнительная защита от ветра и влаги.

В каких ситуациях мембранные штаны актуальны? На мой взгляд:

• фрирайд с канатки, особенно для сноубордистов

• в качестве основных для мерзлявых и малопотеющих людей, для альпинизма и скитура. В этом случае, при выборе штанов обязательно надо обратить внимание на наличие вентиляции.

• В качестве аварийных в альпинизме – особенно в учебном альпинизме, например, на снежно-ледовых занятиях в плохую погоду, они будут очень актуальны.

В этом отчете я поделился собственным опытом использования мембранной одежды. Безусловно опыт у каждого свой и в других ситуациях/условиях мой выбор может оказаться не самым удачным, поэтому это не правила а скорее тема для размышления.

Еще надо сказать, что производители каждый год представляют все новые и новые материалы или их вариации, например, появилась одежда из стретчевого Gore-Tex, но об этом в следующих обзорах.

Подробнее...

Это FREERIDE ДЕТКА

2016-10-03

 

 

Подробнее...

Выбор Ботинок

2016-09-18

Ошибки при выборе горнолыжных ботинок

горные лыжи, горнолыжные ботинки, выбор горнолыжных ботинок
kuba, Лента автора 9 Сентября 2016 (13:22) Просмотров: 4697 43


Любой эксперт-горнолыжник вам подтвердит: для катания самое главное – хорошие ботинки. Парадокс, но лыжи – вторичны.
Производители горнолыжного снаряжения с каждым годом расширяют возможности выбора катальщиков. Годы, когда для счастья хватало ОДНОЙ пары лыж и ОДНОЙ пары ботинок, ушли вместе с динозаврами.
И это очень хорошо – большое разнообразие моделей ботинок позволяет достичь ИДЕАЛА, когда ты не чувствуешь бот (это не о рейсинге), а лыжи читают твои мысли, угадывают намерения. Тем не менее, еще никто не избегал ошибок при покупке ботинок.
Проведем разбор наиболее типичных ошибок при подборе горнолыжных ботинок.

Ошибка в размере горнолыжных ботинок

Наиболее распространенная ошибка. Как правило, покупается больший размер, чем требуется. Этим страдают, в основном, мужчины, которые обычно носят обувь на размер больше, чем истинный, но и женщины бывают не правы. Точно свой размер знают только спортсмены и золушки, носящие модельную обувь на высоком каблуке.

Лайфхак: Как точно определить свой размер?

Парадокс – 90% людей уверены, что знают свой размер обуви. Эти 90% ошибаются. Они знают размер обуви, которую они носят и который отличается от истинного на 1-2 размера. Дело в том, что мы подбираем себе повседневную обувь с максимальным уровнем комфорта. В горных лыжах критерии совсем другие, и комфорт стоит даже не на втором месте.
Размер ботинка определяется по длине и ширине ступни в сантиметрах. Забудьте совковский «43 … 38» размер, американский и прочие. Только в сантиметрах.
Для точного измерения размера во всех достойных внимания магазинах есть «ногомерки». Кстати, их наличие – критерий «правильности» места покупки горнолыжных ботинок.


Можно измерить размер и без «ногомерки»: обведите контур своей ступни в босом состоянии и замеряйте линейкой. Лучше сделать замер для обоих ступней и выбрать среднее арифметическое.


Лайфхак: как примерять горнолыжные ботинки?

Возьмём общий случай: для возраста от 16 лет, для обычного катальщика. Важно:
- мерять ботинки обязательно на горнолыжный носок. Его особенности демпфируют нагрузки на проблемные места и минимизируют дискомфорт;
- примерять ботинки на тонкий носок. Со временем любой ботинок уминается. В своем арсенале катальщик должен иметь минимум 2 пары носков. Тонкие на начало сезона и средние или толстые на катание в течение сезона. Но если ботинок подобран правильно, то кататься лучше в тонком носке;
- если у вас есть индивидуальная стелька – заменяйте при примерке штатную на свою;
- надев ботинок, не спешите его застегивать. Сядьте на скамейку и сделайте 1-2 энергичных удара ногой об пол зоной пятки. Этим вы посадите пятку на свое место, освободив дополнительный объем для пальцев;


Направление удара

- застегивать ботинки нужно не древним «начиная с носка», а с клипсы, которая утягивает пятку, затем нижнюю от нее, затем верхнюю. В самую последнюю очередь – клипсу с носка: она часто ни на что не влияет, а потому сейчас много двух-трехклипсовых моделей;

Последовательность затяжки клипс

- равномерно застегнув клипсы, надо сделать несколько движений в поперечном и продольном направлении, чтобы нога «растеклась» по объему;
- теперь необходимо «прислушаться» к ногам, начиная от пальцев (в идеале они должны слегка упираться в носок, но шевелиться, в горнолыжной стойке возможен даже небольшой отрыв от носков). Прислушаться к ощущениям в плюсне – насколько плотно сидит она (боковые покачивания в горнолыжной стойке – проверка на юз), нет ли болевых ощущений. Пятка – отрывается ли она? Насколько? Небольшой отрыв не страшен, его можно потом компенсировать, но в идеале – без отрыва от подошвы. Потом перейти на подъем и лодыжку. Вносите коррективы путем тонкой настройки клипс;
- никогда! Слышите – никогда!!! Не примеряйте ботинки без застегивания клипс! Увижу – убью!
- минимальное время примерки застегнутых ботинок – 15 минут. Если за это время у вас не появится непереносимых болевых ощущений, то необходимо довести время примерки до 40 минут. Возможно, вам придётся затратить не один день и не один магазин на примерку – это нормально. Я сам однажды искал подходящий ботинок почти год – перемерял почти всё, что было в Москве. Результаты превзошли!
- не останавливайтесь на примерке одной модели, если даже вам покажется, что «это оно!». Но более 3-4 ботинок за посещение мерять не рекомендую – у вас «замажутся» ощущения на ноге, дайте ей отдохнуть до завтра;
- когда останется пара кандидатов – устройте им «финальный забег». Меряйте, надевая по одному ботинку одновременно на разные ноги. И еще раз сравним, поменяв ноги;
- сделав окончательный выбор, произведите тонкую настройку – кантинг и регулировка наклона вперед. Сделать это лучше у бутфиттера на специальном стенде;
- примеряя ботинки, помните: ваши драгоценные ноги испытывают максимальный стресс от дискомфорта, поскольку горнолыжный ботинок — это самая неестественная обувь, которую придумал человек. И зачастую в первые секунды примерки, идя на поводу у вопля своих ног, мы совершаем ошибку, уходя на больший размер. Как быть? Попробуйте выдержать в нужном размере хотя бы 5 минут – дискомфорт резко пойдет на убыль, начнет работать термическая адаптация сапожка. Ее можно ускорить – если магазин нормальный, то можно попросить предварительно прогреть «внутренник».
Это не все тонкости примерки. Хороший консультант знает в разы больше. Но это основные нюансы – они дадут вам возможность избежать главных ошибок, требующих покупки другого ботинка после первого же выхода на склон. Мелочи можно исправить.
Если вы распечатаете этот лайфхак перед походом в магазин – будет вам счастье!
Если, пройдя через все эти «круги», вы не найдете «счастья», то остается два пути:
- обратиться к бутфиттеру;
- купить модель с возможностью формовки лайнера (liner - внешней жесткий корпус, "скорлупа").

Неподходящая колодка

Исторически сложилось, что основные производители горнолыжных ботинок ориентировались на «национальные особенности» анатомического строения ног. Соответственно, у «горцев» и равнинных жителей они значительно различаются в главных параметрах: ширине ступни, ширине пятки, углу подъема (высокий, низкий), высоте и ширине икры.
Все эти особенности не обязательно знать – правильная примерка их решает.
Жёсткость горнолыжного ботинка не соответствует уровню катания или типу катальщика.

В основном, люди ошибаются, покупая более мягкие ботинки, чем требуется. И если вы хотите кататься круто и правильно, мягкие ботинки – зло! Почему?
Ботинки выполняют функцию сцепления (выражаясь автомобильной терминологией) между ногами катальщика и лыжей. И чем жёстче ботинок, тем быстрее лыжа реагирует на ваши движения, тем меньше усилий требуется для изменения ее траектории. Но все хорошо до разумного предела. Не стоит покупать боты с рейсинговой жесткостью. Для продвинутого катальщика индекс 100-110 вполне достаточен. По этой же причине я предпочитаю тонкие носки.
Главная проблема с жесткостью – нет единого критерия. У производителей индекс флекса отличается.
Вторая проблема – в помещении при комнатной температуре не определить истинную жесткость.
Как быть? Искать в прокатах выбранные вами боты и тестировать. Другого способа я не знаю.
Не боюсь оказаться назойливым, еще раз напомню: если вы хотите быстро прогрессировать и в дальнейшем совершенствоваться до уровня эксперта, забудьте о мягких «тапках».

Ошибка со специализацией, назначением модели ботинка

Да, иногда можно увлечься дизайном, расцветкой и наворотами ботинок и купить совсем «не те».
Типичный пример: наличие переключателя хождение/катание. Благодоря маркетингу он сейчас появился почти на всех попсовых моделях. НО! Он работает только на ски-туре для увеличения длины шага!!! А забывчивость в его переключении на «ski» легко приводит к травме связок и невозможности полноценного катания. Если он все-таки есть на ваших ботах (кстати, это их утяжеляет и делает менее жесткими), то забудьте о нем.
Новичкам не стоит так же бежать и покупать топовые именные модели мировых рейсеров, фрирайдеров, фристайлеров – они заточены под спорт высших достижений и не приведут вас на подиум ЧМ.
Именно так мне достались внутренники Intuition от Full Tilt  (Seth Morrison) – чувак просто кинул их в прокате и пошел катать в подобранных нами других ботинках.
Можно ли кататься на специализированных моделях катальщику среднего уровня? Теоретически – да. Я не раз видел скитурные ботинки на ногах людей, не слышавших о ски-туре. Привлекает легкость ботинка. Но, с другой стороны – в трассовом катании мне не хватает в них длины голенища.

Нельзя купить идеальный ботинок, его можно только сделать

Все купленные ботинки требуют, как минимум, индивидуальных стелек – поскольку ноги у человека разные (левая всегда отличается от правой), а ботинки одинаковы. Примерно треть покупаемых ботинок требуют легкого бутфитинга, а 5-10% – серьезной работы бутфиттера. Все ботинки нужно настраивать. Вместо этого многие несут ботинки назад, в комиссионку или не используют.
Посещение бутфиттера – именно с этого нужно начать поиски своих ботинок, если есть такая возможность и вы решительны в планах достичь уровня эксперта (во всех других случаях достаточно моих рекомендаций). Он знает о ботинках больше обычного продавца-консультанта. Если у вас более или менее стандартные ноги, то вы получите рекомендации по ширине колодки и, может, по выбору бренда.
Если у вас анатомия с аномалиями (около половины катальщиков) – то без бутфиттера вы никогда не купите ботинки, которые проще всего подогнать под ваши индивидуальности.


Статья рассчитана на среднестатистического катальщика и не претендует на советы экспертам.
 

https://www.facebook.com/alexander.kuba.7?fref=nf

Подробнее...

Фрирайд с гидом

2015-11-25

ПРИГЛАШАЮ в "Школу Фрирайда".
- Обучение правильному катанию на горных лыжах по любому рельефу, использование всех видов горнолыжных техник, теоретическая подготовка.
- Сопровождение в горах, по вашему желанию, на любом курорте, особенно в Приэльбрусье.
- Знакомство и подготовка проводятся по желанию в удобный для вас день.
- Стоимость одного дня катания с обучением 1500 руб. на 1 человека + оплата Скипаса для инструктора-гида.
- Также имеется своя база в посёлке Банное (гостиница с номерами класса-Люкс), скидки на катание для обучающихся и культурная программа.
- Школу веду я, гид-инстуктор Дрозденко Алексей. г.Уфа +7 917-4343436 •
- Помощь  в покупке  правильного   снаряжения, скидки у наших партнёров. FGSPORT.RU

Подробнее...

- Каталог

Контакты:

Телефон:
+7(917)434-34-36

email:
alekseydrozdenko@ rambler.ru

Авторизация






Корзина

Корзина пуста